Родителям будущих первоклашек: готов ли ребенок к школе? 08.05.2022

Готов ли ребёнок к поступлению в первый класс? Ответ на этот вопрос не так прост. «Школьная зрелость» — многогранное понятие, которое включает различные виды готовности детей к школе.

1. Физическая готовность
Определяется на основании большого комплекса критериев, начиная от роста и массы и заканчивая развитием мелкой моторики. Помимо этих показателей, при определении физической готовности ребёнка учитывается уровень развития основных видов движений (бег, прыжки, приседания) и физических качеств (ловкость, скорость, сила).

2. Интеллектуальная готовность:
???? достаточный багаж знаний (ребёнок обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире, знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области математики, истории и т.п.);
???? умение оперировать своими знаниями для решения различных задач;
???? любознательность, потребность в получении новых знаний;
???? развитая речь, достаточный словарный запас (малыш умеет пересказывать тексты и составлять небольшие рассказы по картинкам);
???? устойчивое внимание и крепкая память (ребёнок может выполнять задание в течение 10–15 минут, не отвлекаясь, и запоминать до десяти слов или цифр).

3. Социальная готовность:
???? стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
???? умение уступать в споре и делиться;
???? умение выслушивать собеседника;
???? готовность соблюдать очередь;
???? готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
???? понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.

4. Личностная готовность
Ребёнок должен быть готов к изменению своей роли в обществе и семье. Окружающие будут считать его более взрослым и самостоятельным, поэтому увеличится количество требований и обязанностей. Кроме того, первоклассник должен иметь мотивацию к обучению. Важно, чтобы она базировалась не на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля), а на том, что, посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.

5. Эмоционально-волевая готовность:
???? радостное ожидание поступления в школу;
???? умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
???? стремление преодолевать трудности;
???? стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
???? сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться.

6. Специальная готовность
Этот вид готовности заключается в том, что ребёнок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:
???? называть буквы;
???? читать слоги или слова;
???? считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
???? писать отдельные элементы;
???? рисовать простые предметы;
???? выполнять несложные физические упражнения.