Готов ли ребёнок к поступлению в первый класс? Ответ на этот вопрос не так прост. «Школьная зрелость» — многогранное понятие, которое включает различные виды готовности детей к школе.
1. Физическая готовность
Определяется на основании большого комплекса критериев, начиная от роста и массы и заканчивая развитием мелкой моторики. Помимо этих показателей, при определении физической готовности ребёнка учитывается уровень развития основных видов движений (бег, прыжки, приседания) и физических качеств (ловкость, скорость, сила).
2. Интеллектуальная готовность:
достаточный багаж знаний (ребёнок обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире, знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области математики, истории и т.п.);
умение оперировать своими знаниями для решения различных задач;
любознательность, потребность в получении новых знаний;
развитая речь, достаточный словарный запас (малыш умеет пересказывать тексты и составлять небольшие рассказы по картинкам);
устойчивое внимание и крепкая память (ребёнок может выполнять задание в течение 10–15 минут, не отвлекаясь, и запоминать до десяти слов или цифр).
3. Социальная готовность:
стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
умение уступать в споре и делиться;
умение выслушивать собеседника;
готовность соблюдать очередь;
готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.
4. Личностная готовность
Ребёнок должен быть готов к изменению своей роли в обществе и семье. Окружающие будут считать его более взрослым и самостоятельным, поэтому увеличится количество требований и обязанностей. Кроме того, первоклассник должен иметь мотивацию к обучению. Важно, чтобы она базировалась не на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля), а на том, что, посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.
5. Эмоционально-волевая готовность:
радостное ожидание поступления в школу;
умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
стремление преодолевать трудности;
стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться.
6. Специальная готовность
Этот вид готовности заключается в том, что ребёнок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:
называть буквы;
читать слоги или слова;
считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
писать отдельные элементы;
рисовать простые предметы;
выполнять несложные физические упражнения.